No Time To Die, 2021 Идеальная квинтэссенция всего, что представляла из себя «бондиана» эпохи Дэниела Крейга ДИСКЛЕЙМЕР: наверное, ни к одной франшизе у меня нет настолько личного и ностальгического отношения, как к «бондиане». Показы франшизы по НТВ по вечерам в пятницу, повторы в 7 утра в субботу – все это молодой и неопытный я впитал в себя, как один из главных киноманских опытов, и с тех пор несу этот опыт с собой, переживая за каждую новую серию франшизы. Так что все ниже написанное как никогда стоит читать в качестве субъективной оценки. Хотя в наше время объективность – это почти непозволительная роскошь, но спишем это конкретное ворчание на возраст. Джеймс Бонд укатил в закат с Мадлен Свонн – и долгое время (а с пандемией в итоге получилось еще дольше) мы думали, что Агент Её Величества наконец обрел покой. Но оставшиеся в прошлом хвосты вернулись, чтобы щелкнуть спокойную старость по носу – и Бонду приходится вернуться в игру, чтобы раз и навсегда спасти близких ему людей от всего, что им угрожает. Ну, и мир в целом тоже. Первое, что хочется сказать о новом Бонде – кино явно задержалось. Фильм местами ощущается приветом из прошлого, затянувшимся выходом на бис. На последнее работает в том числе и тот факт, что «Не время умирать» - самый длинный фильм франшизы, и на протяжении 163 минут хронометража провисания темпа как никогда заметны, слабые места в сценарии подсвечивают себя только сильнее, а у зрителя остается слишком много времени, чтобы все косяки выявить и задать неудобные вопросы к нескольким твистам и некоторым мотивациям главных героев. «Не время умирать» - это прямое продолжение «Спектра», наверное, самого полярного фильма эпохи Крейголита. Для кого-то это уже будет достаточно сильным предостережением, но ровно сейчас пора перейти ко всему, что фильму удается сделать, чтобы не стать заложником этой ситуации. И первым пунктом будет сценарий. Да, руку к нему приложили ветераны франшизы Нил Пёрвис и Роберт Уэйд, но на помощь им в какой-то момент была призвана великая Фиби Уоллер-Бридж – и это ОЩУЩАЕТСЯ. Почти все герои, по крайней мере в первой половине фильма, несут в себе и в своих репликах это уникальное очарование, а персонаж Аны Де Армас так и вовсе кажется приветом из «Убивая Еву» (что делает ее присутствие на экране вдвойне великолепным – хоть и преступно недолгим). Слухи о работе Уоллер-Бридж конкретно над женскими персонажами тоже хочется подтвердить: Лашанна Линч, чье присутствие во франшизе заранее раскритиковали по нелепым причинам, на поверку оказывается отличным новым героем с простым, но хорошо сделанным соревновательным конфликтом с агентом 007, который отлично работает для темпа фильма в целом (и это даже без учета того, что актриса в принципе смотрится органично и не теряется на фоне уже знакомых нам героев). Еще одно нововведение «Не время умирать»: больше любого прошлого фильма крейговской эпохи опираться на юмор – и кино делает это органичнее, чем предшественники. В ход идут и мета-шутки, и ситуативные шутки, но фильм ни разу не сваливается с этого натянутого каната в бездну имени Рождера Мура. Последнее, ни в коем случае, не претензия, но всё-таки эпоха «Лунного гонщика» давно подошла к концу. Тем не менее приятно было на сеансе несколько раз искренне хохотать в голос – что для меня является знаком качества. Вообще, итоговый жанр «Не время умирать» определить довольно сложно. Кино не то чтобы играет по правилам франшизы, и, несмотря на масштабный экшн, который разбросан по совершенно разным уголкам планеты (каждый из которых ощущается для агента 007 необычным – благодаря режиссуре Кэри Фукунаги и холодной картинке шведа Линуса Сандгрена), сценарий гораздо больше посвящен эмоциям, чем предшественники. Я не готов вот прямо сказать, что новый «Бонд» - это шпионская мелодрама, но я очень близок к этому. И это не должно стать сюрпризом: «Не время умирать» всегда должен был быть финальным и самым эмоциональным аккордом, фильмом о наследии, которое мы оставляем после себя, ошибках, которые мы пытаемся исправить, людях, которые нам дороги и о том, что мы значим для этих людей. Да, хронометраж и огрехи сценария мешают некоторым из этих эмоций полноценно распуститься, но бОльшая часть из них все-таки достигает зрителя – и, как и количество хорошего юмора, это было для меня приятным сюрпризом. Скажем так: Кэри Фукунага настолько смел в качестве первого постановщика-американца, что часть вступительного акта и вовсе снята как хоррор – дают о себе знать как нереализованные амбиции (Фукунага изначально должен был снимать «Оно»), так и прекрасное знание бытового ужаса, столь ярко продемонстрированное в первом сезоне «Настоящего детектива». Тут вы, вероятно, уже готовы в панике схватиться за голову, но это вы зря: с фирменным экшном в фильме все хорошо. Да, его здесь явно меньше, чем было раньше, но он стратегически распределен по хронометражу, чтобы вовремя переключать нас с более персонажных и разговорных сцен на привычное (и вновь отлично поставленное) действо. Особенно в этом плане преуспевают пролог (отныне я хочу передвигаться по Италии только на Aston Martin DB5 с пулеметами Гатлинга под фарами) и финальный акт фильма. 15 лет назад, когда «Казино Рояль» подарил нам не только нового агента 007, но и, вероятно, лучшую заставку и песню серии, Дэниел Крейг пообещал, что его Бонд будет максимально приземленным – и он выполнил это обещание. Если вдуматься, единственный фильм, который исследовал его героя в именно в качестве национального символа, был «Скайфолл» - и это кино в «бондиане» отныне будет существовать в некоем вакууме, в который в ближайшие годы вряд ли кто-то решится погрузиться. «Не время умирать» - это апофеоз всего, что Крейг хотел от нахождения на посту главного спецагента не только Британии, но и планеты, и это ощущается во всем, что актер делает в фильме. Да, это неровное и неоправданно длинное кино, которое изобилует грехами франшизы (и конкретно крейговской эры) настолько же, насколько оно поражает своим желанием в последний раз не быть «стандартным фильмом о похождениях Джеймса Бонда». И не почувствовать в финале совершенно душераздирающее ощущение окончания эпохи просто не получится. Эта эпоха подошла к концу и сделала всё возможное, чтобы занять в наших сердцах (независимо от личного отношения к франшизе в целом или Крейгу в частности) особое место. И на ум приходят строки, кажется, из Теннисона: Сердца героев изношены годами и судьбою, Но воля непреклонно нас зовет. Бороться и искать, Найти – и не сдаваться. В кино - с 7 октября. Текст: Юрий Сосков #fury_reviews

Теги: кино

Теги других блогов: кино